Меню сайта

Последние новости

Причина отравления вод океана.

Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.

Секрет выживания лягушек.

Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.

Секрет долголетия ночницы.

Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.




Традиции алтайских охотников
Материалы по биологии и химии / Охотничье-промысловые виды млекопитающих Улаганского района / Традиции алтайских охотников
Страница 2

В мировоззрении алтайцев кабан, действительно считается животным Эрлик-Бия. Но культ кабана и миф о нем не сохранился. Тем не менее, алтайцы не охотились на него и не употребляли в пищу его мясо. В пищу свинину начали употреблять, в основном, с конца 20 века. Кабан входил в число животного двенадцатилетнего календаря алтайцев, считается, что год кабана - неудачный, холодный и голодный (кату jыл).

Алтайцы не убивали без причины кабаргу, не ели его мясо, не шили они и одежду из его шкуры, так как это животное создано Эрлик-Бием. Конечно же, неверно утверждать, о том, что «мясо кабарги употребляет местное население, шкура идет для собственных нужд, на различные коврики, одежду». Алтайцы хорошо знали повадки кабарги. Она как ночное животное особенно активна в сумеречные и ночные часы. Лишь изредка она кормится днем. Раньше алтайцы охотились на кабаргу лишь в том случае, когда появлялась необходимость использования струи самца этого животного для лечения болезней. При этом они спрашивали разрешения убить ее у бога подземного мира и у Алтай-Ээзи, а так же у хозяина горы, где обитало это животное.

Одним из интересных животных, которое занимает важное место в мировоззрении алтайцев, является заяц. Он имеет небесное происхождение. Алтайцы придерживаются табу по отношению к нему. Миф утверждает, что заяц был дочерью Неба, которая однажды вместе с сестрами спустились на Землю, что бы искупаться в молочном озере. Когда они купались в озере, человек (кокымай) прикоснулся к одежде одной из них, тем самым, осквернив ее. Все сестры улетели, а она одна не могла подняться на небо. Оставшись на земле, дочь Неба принимает облик зайца, становясь посредником между Тосями и людьми. Заяц является jайыком у некоторых родов алтайцев.

Так же в особом почете для всех является волк, так как он считается первопредком всех тюркских народов. Миф о том, что волчица является праматерью тюрок- предков алтайцев, в сознании народа не сохранился. Согласно этому мифу предки тюрок, жившие на правом берегу «Западного моря» составляли аймак - бывший ветвью Дома Хуинов, по прозванию Анши. Эта ветвь была уничтожена воинами государства Линь. В живых остался только десятилетний мальчик, которого враги не убили. Отрубив ему руки и ноги они бросили его в травянистое озеро. Здесь его нашла волчица, которая из «жалости» к нему стала кормить его мясом и спасла от голодной смерти. Узнав об этом, враги решили убить волчицу, и мальчика. Однако, волчица спаслась и вместе с мальчиком ушла в глубь Алтайских гор. Здесь в пещере, она родила от него десятерых сыновей.

Марал является творением верхнего бога. Однако рога оленя созданы Эрлик-Бием. Интересное сообщение об этом имеется у Бессонова С.С. (1983), она приводит сведения о поколении монголов и бурят рода оленя. Добыв животное, охотники сначала отделяли голову с рогами. Потом один из охотников вез его домой, где придерживая перед собой, укладывал голову на белую кошму около очага и совершал моление. После этого каждый прикасался к голове оленя, чтобы получить благословение, ибо считалось, что голова оленя- это эрjине. Алтайцы так же считали, что на голове марала может находиться эрjине (Турлунова С.Н.,1998).

Алтайцы почитают так же тех зверей, которые сами оказались в черте поселения. Их оберегают от собак, уводят в тайгу и отпускают на волю. Гибель или убийство такого животного обязательно принесут беды. Запрещается бить по головам животных. Запрещали стрелять в глаза, а так же в уши всякому животному, считая, что иначе охотник мог ослепнуть или у него могли заболеть домашние. Закидывали глаза убитых зверей в тайгу, говоря, что Алтай даст эти глаза другому зверю.

Алтайский социум всегда ограничивал количество промысловых зверей, которых можно было добыть на охоте в тайге целой системой экологических запретов, проявляющихся в приметах, табу, ритуалах, традиционных верованиях. Алтаец всегда ощущал свою сопричастность с природой, не мысля себя без нее. А значит, он чувствовал свою ответственность за ее благосостояние, способствовал ее приумножению как магическими, так и экологическими действиями (Жирносенко и др., 2009)

Страницы: 1 2 

Смотрите также

О соотношении детерминистического и вероятностного в живой и неживой природе
Введение Уже несколько тысячелетий, с самого момента появления человека «разумного» и до наших дней, человечество стремится познать и объяснить тот мир, в котором оно существует, пос ...

Производные фагоцитобласта, его первичная многофункциональность
...

Особенности дождевых червей
ВВЕДЕНИЕ Игорь Акимушкин в книге "Мир животных: беспозвоночные" пишет: "Чарлз Дарвин одним из первых оценил великое значение непривлекательных дождевых червей в жизни ч ...