Меню сайта

Последние новости

Причина отравления вод океана.

Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.

Секрет выживания лягушек.

Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.

Секрет долголетия ночницы.

Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.



Традиции алтайских охотников
Материалы по биологии и химии / Охотничье-промысловые виды млекопитающих Улаганского района / Традиции алтайских охотников
Страница 1

Особенность алтайского охотничьего культа заключается в том, что он тесно переплетается с национальным музыкальным искусством алтайцев - каем. Охотники, отправляясь в тайгу, часто приглашают с собой кайчи, чтобы тот, услаждая слух духов тайги и родовой горы, вызывал тем самым расположение духов к охотникам. Возвращаясь домой из тайги, алтайские охотники обязательно одаривали заговорившего с ним встречного путника. В Алтайских горах верят, этот путник, на самом деле, воплотившийся в человеке Хозяин тайги, и его обязательно надо одарить за удачную охоту на следующий год, что бы он послал много зверей. Культ охотников у алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным.

Считалось, что духи многих диких животных равны с людскими. Каждый род - сццк у алтайцев имел свой тотем (по-алтайски «Байана») - общего первопредка: животного или птицу, духи которых охраняют и берегут их от злых духов и всевозможных опасностей. Тотемизм - это одна из ранних форм верований. Нарушившего табу своего «Байаны» подвергались наказаниям. Самым страшным наказанием для алтайцев является «чалу» - смерть всех членов семьи или рода по очереди, иногда сопровождающиеся мучительными неизлечимыми болезнями. Поэтому каждый человек с особым почтением и уважением относится к животному или птице своего сццка. Например: «Байана» майманов - косуля, глухарь. Мундусов - сова, беркут, бык. Комдошей - выдра. Кобоков - волк. Тодошей - заяц и т.д. Не стреляли в вожака и самок, которые будут телиться весной. Перед разделыванием туши говорили слова прощения и перед духами оленей, хозяевами тайги. При разделке туши с осторожностью относились к месту, куда попала пуля или стрела. Эту часть хозяин не кому не отдавал.

Для охотников существовали табу - запреты. Стрелять в оленя, показавшегося самым особым и красивейшим, с большими рогами означало стрелять в «Хозяина тайги», последствием которого может быть несчастье или смерть для охотника или кого-то из его семьи. Точно так же почитались и другие дикие животные. Чтобы не вызвать злости у духов медведей, волков, рыси, барса и других хищных зверей называли их другими почитаемыми именами - «Абай», «Орокон», «Кокок» и т. д.

Особый охотничий культ совершается во время охоты на выдру. Считают, что выдра является самым любимым животным Эрлик-Бия. Охотник может стрелять только одну выдру в течение года или более года. Там где была поймана выдра, охотник оставляет добычу на специальном подготовленном месте в течение суток. Дух выдры - это целые десятки человеческих «душ», то есть жизней, поэтому в течение трёх суток они должны покинуть выдру и уйти в тайгу. Тем самым охотник гарантирует безопасность для себя и своих родственников. Шкуру выдры режут на полоски, которыми окаймляют национальную шапку, сшитую из лапок лис, кабарги, рыси, соболя. Для резки полосок шириной в два пальца находят пожилых женщин-матерей в хорошем здравии, не каждая женщина решается на такой шаг. Если у нее были несчастия или потери близких в ближайшие годы, то она не соглашается и шкурку в руки не берет.

Так же одним из любимых животных Эрлик-Бия является медведь. Существуют обряды, запреты, обычаи, связанные с этим животным, в основу которого лежит миф о том, что: Эрлик-Бий посылает своего - сильного, смелого, умного и справедливого человека - «медведя», чтобы он верховодил всеми в лунно-солнечном мире. С медведем, посланным из подземного мира, никто не мог сравниться умом и силой, поэтому он стал управлять миром, наказывать людей и животных по своему усмотрению. Тогда Кудай сломал его большой палец и отдал человеку. Сила медведя была в этом пальце. Раньше человек не имел большого пальца, а теперь носит большой палец медведя- своего старшего брата (как алтайцы величают его до настоящего времени). Медведь считается человеком и старшим братом не только у алтайцев, таковым его признают многие тюрко-монголо-язычные народы, они держат по отношению к нему табу. Табуировано так же его имя. Медведя стараются не убивать, так как он - человек подземного мира. За убийство медведя в том мире охотника будет наказывать сам Эрлик-Бий. В этой связи, уместно заметить, что среди существ, созданных Эрлик-Бием, имеется ряд животных, которых нельзя убивать. За их убийство Эрлик-Бий требует голову, то есть за убитого животного должен умереть человек. Вот почему, чтобы на том свете не быть наказанным за убийство «человека подземного мира», чтобы Эрлик-Бий не узнал про такое убийство, охотники совершают соответствующие обряды, придерживаются запретов. На охоте они не называют вслух свои личные имена. На ухо убитого медведя шепотом говорят: «не говорите на «том» свете, что мы убили Вас, а скажите, что упали с дерева и умерли или упали со скалы и умерли, или съели много ореха».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Эндоэкология. Прикладное значение эндоэкологии
Введение Человек - это неотъемлемая часть природы. Неразрывными нитями мы связаны с окружающим нас миром. Это и воздух, которым мы дышим, это и вода, что мы пьем, это и пища, которую ...

Проблема орудийной деятельности у высших приматов
Введение   С развитием науки, во второй половине XX-го столетия, список видов, к которым приложимо понятие орудийной деятельности, был существенно расширен. Появилось множество во ...

Болезни плодов и семян
...